Нравственно - патриотическое воспитание
дошкольников
Патриотическое
воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего
времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей
искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и
отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны
своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня
материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного
периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно
нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов
общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и
государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего
дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным
ценностям.
Нравственно-патриотическое
воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
*
особенности дошкольного возраста,
*
многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
*
отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью
многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание
патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач
нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к
детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства
закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках
конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре
своей страны, к быту своего народа.
Следует
учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране
у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие
чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат
длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях,
праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила
через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького
ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он
живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский
утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать
так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты
и величия.
Система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей
Родины, своего края.
Дошкольный
возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке,
обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине
является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение
принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование
любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы,
того уголка, где дети живут.
В. А.
Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и
переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся
воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком
связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому
воспитанию?
1.Приучайте
ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в
каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам,
способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и
посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет
приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2.Дошкольники
очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе
есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о
том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать
увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3.Если
у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда
дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол,
зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для
жилья.
4.Воспитывайте
у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как
привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в
него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5.Расскажите
ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям,
Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6.Возвращаясь
с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить
интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного
по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит
наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома
предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7.Любовь
к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает
человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или
пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой,
журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать
ребенка беречь природу, охранять ее.
Как
воспитать маленького патриота?
Содержание патриотического воспитания
дошкольников:
*
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному
фольклору, народным играм.
*
знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициям,
составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,
игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
*
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года,
организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей,
посадка кустов, деревьев и другое;
*
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой
ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные
сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно,
по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию
патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
·
эвристическая
среда в детском саду и в семье,
·
тесное
сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
·
подготовленность
педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая
среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для
ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное
сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в
установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении
их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей,
воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность
педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает
наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального
мастерства, а также способности к саморегуляции , самонастрою на решение
поставленных задач.
Все
вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены .Если в
детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от
хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с
прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем
самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это
является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного
развития человека.
Воспитание
маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома,
улицы, где он живет, детского сада.
*
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
*
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
*
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте
ценность их труда.
*
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению
своего двора.
*
Расширяйте собственный кругозор
*
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
*
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
*
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в
общественных местах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий